Ресурсный центр воспитания и дополнительного образования Google+
Регистрация Вход
Главная » Статьи » Публикации » Разное

Образовательное событие в формате метапредметного погружения

Оксана Николаевна Вережникова - учитель химии, высшая категория, МБОУ «Лицей № 3», г. СаровВ современной ситуации в образовании ФГОСы явились мощными мотиваторами учителя на поиск новых форм работы с учащимися, т. к. ищущему педагогу стало понятно, что традиционными методами, используемыми в школе, трудно достичь результатов, которые обозначили стандарты второго поколения. Один из новых путей реализации поставленных перед образованием задач — образовательное событие.

Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично. В ходе образовательного события дети получают возможность применить базовые знаний к своим собственным незнаниям и рождать новые знания в активной деятельности. Знания должны применяться в ситуациях, мотивирующих на обучение, а рожденные новые знания должны быстро применяться для получения еще более новых — это и есть философия метапредметных результатов.

Образовательные события должны иметь взрывной или прорывной характер, т. е. открывать новые границы для ребенка, он должен испытывать большой эмоциональный выброс. Это открытие для ребенка, которое происходит на границе разрыва его знания и незнания.

Образовательные события могут иметь самые разные форматы:

  • простые: полигоны, игры, дебаты, проекты, математические бои;
  • сложные: экскурсии, выездные полевые экспедиции, реконструкции исторических событий.

Образовательные события характеризуются многомерностью образовательного пространства: предметной составляющей, практической применяемостью, социальной направленностью и рефлексивной составляющей (рефлексия — обращение к себе). При этом важно, что событие может строиться не ради предметного содержания, а ради рефлексии и личностного приращения.

Метапредметное погружение — один из форматов образовательного события. При решении метапредметной задачи специально организуется пространство учебного взаимодействия, в котором дети решают задачу посредством самостоятельного формулирования проблемы и дальнейшем составлении модели решения. Задача должна опираться на базовые знания учащихся, иметь интегральный характер и позволять по-разному интерпретировать условия, т. е. по-разному её доопределять, иными словами, иметь многовариантность ходов.

В качестве примера приведём разработку образовательного события в формате метапредметного погружения:

Тема:
«Парниковый эффект: вымысел или реальность»;
Возраст детей:
12–13 лет, 5 класс;
Количество детей:
класс (25 человек), групповая форма работы;
Состав педагогической команды:
преподаватели природоведения, биологии, химии, географии, естествознания;
Организационные условия:
природоведение, тема № 5 «Человек на Земле», урок по теме: «Глобальные экологические проблемы современности»;
Продолжительность:
45 мин (с защитой).

Проблема погружения

The Real Work Experience © thinkpublic via flickr.comИзвестно, что если проблема принадлежит человечеству, то каждого лично она мало касается! Такова природа человека. В связи с этим вспоминается известная русская поговорка: «Моя хата с краю, ничего не знаю!». Явления, которые происходят в природе в настоящее время, такие, как критически теплая зима 2015 года, очень засушливое лето 2010 года, даже слепому и глухому показывают — надвигаются глобальные изменения, которые могут вылиться для человечества в катастрофу.

И только когда человек пропустит через себя эту информацию, трансформирует, интерпретирует, переживет и построит сам модели своего будущего и будущего своей семьи, только тогда мы можем предположить возникновение осознанного поведения человека и его целенаправленное стремление улучшить свое будущее.

В этом маленьком промежутке времени (уроке) необходимо попытаться присвоить мировой проблеме личностный характер, сделать её реально осязаемой, показать, что её решение зависит от доли личного вклада каждого. Это — философские основы достижения важнейших личностных результатов, в первую очередь — формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Во-вторых, такой подход способствует формированию ценности здорового и безопасного образа жизни и, самое значимое, — формированию основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Детское открытие

Идея проведения данного метапредметного погружения состоит в создании особого рода среды (условий) для использования уже освоенного содержания (предметных навыков и знаний: состав и свойства атмосферы, свойства углекислого газа, рельеф, смена времен года, угол наклона Земли и т. д.) в качестве инструментария для развития универсальных интеллектуальных навыков и способностей и выведения детей на границу применимости предметных знаний и рождение новых.

Детям в ходе анализа графиков выбросов углекислого газа и средней температуры придется столкнуться с проблемой нелинейной зависимости факторов; они должны задуматься о других факторах, которые могут быть причинами повышения или понижения температуры атмосферы. Эти факторы им необходимо выявить в ходе анализа рельефных особенностей Земли, свойств атмосферы, паров воды, вулканических и других выбросов, накопления фреонов; попытаться их ранжировать по степени опасности. Если предоставить возможность обсудить эту тему с родителями, школьники могут прийти к мысли о том, что подобные события уже происходили в истории Земли. В результате этой катастрофы произошло полное изменение климата, и многие обитатели планеты погибли. Возможно, это будет самое глубокое личное переживание и личное открытие.

Проблемная ситуация возникает при ознакомлении с текстом и условиями задачи к этому тексту.

Сценарий метапредметного погружения «Парниковый эффект: вымысел или реальность?»

Актуализация и мотивация:
Вопрос: Какие климатические особенности имеет зима 2015 года? Как выдумаете, если предположить, что в наших широтах наступит вечное лето, то что будет с климатом в других широтах, к чему это может привезти?

Дети рассуждают, пытаются выстроить гипотезы, модели. Далее им предлагается текст и задача на обсуждение в группах.

Задание:
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Парниковый эффект: Вымысел или реальность

Живым организмам необходима энергия для жизни. Энергия, поддерживающая жизнь на Земле, приходит от Солнца, которое излучает энергию в космос, так как оно очень горячее. Крошечная часть этой энергии достигает Земли.

Атмосфера Земли действует как защитное одеяло, покрывающее поверхность планеты, и защищает ее от перепадов температуры, которые существовали бы в безвоздушном пространстве.

Большая часть излучаемой Солнцем энергии проходит через земную атмосферу. Земля поглощает некоторую часть этой энергии, а другая часть отражается обратно от земной поверхности. Часть этой отраженной энергии поглощается атмосферой.

В результате этого средняя температура над земной поверхностью выше, чем она могла бы быть, если бы атмосферы не существовало. Атмосфера Земли действует как парник, отсюда и произошел термин «парниковый эффект».

Считают, что парниковый эффект в течение двадцатого века стал более заметным. То, что средняя температура атмосферы Земли увеличилась, является фактом.

В газетах и другой периодической печати основной причиной повышения температуры в двадцатом веке часто называют увеличение выброса углекислого газа в атмосферу.

Школьник по имени Андрей заинтересовался возможной связью между средней температурой атмосферы Земли и выбросами углекислого газа в атмосферу Земли.

Графики из задания PISA-2006В библиотеке он нашел следующие два графика.

На основе этих двух графиков Андрей сделал вывод, что повышение средней температуры атмосферы Земли действительно происходит за счет увеличения выбросов углекислого газа.

1. Каким образом графики подтверждают вывод Андрея?

Другая школьница, Вика, не согласна с выводом Андрея. Она сравнивает два графика и говорит, что некоторые части графиков не подтверждают его вывод.

2. Какие части графиков не подтверждают вывод Андрея? Приведите примеры и объясните свой ответ.

Андрей настаивает на своем выводе о том, что повышение средней температуры атмосферы Земли вызывается увеличением выбросов углекислого газа.

Но Вика думает, что его вывод чересчур поспешный. Она говорит: «Прежде, чем сделать окончательный вывод, ты должен убедиться в том, что другие факторы, влияющие на парниковый эффект, остаются постоянными».

3. Назовите факторы, которые имела в виду Вика. На листе бумаги отобразите ваши ответы, изобразите схему, отражающую взаимосвязь между выбранными вами факторами и процессом возникновения «парникового эффекта». Какое ваше отношение к этой проблеме? Что, по вашему мнению, необходимо предпринять человечеству и тебе лично для уменьшения риска прогрессирования этого явления? Приготовьте одного из ваших товарищей к защите работы группы.

Домашнее задание
Обсудите с родителями проблему «Парникового эффекта», найдите дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие ваши опасения.

Оценивание эффективности проведенного события (примерный подход)

Формы оценивания: предметные и метапредметные результаты
Вопрос 1 Варианты ответов
1 балл: Указывается на увеличение и (средней) температуры, и выбросов углекислого газа. Если в ответе не прозвучало ни одного варианта ответов — 0 баллов
  • При увеличении выбросов увеличивается температура.
  • Оба графика идут вверх.
  • Потому что с 1910 г. оба графика начинают возрастать.
  • Температура возрастает при увеличении выбросов CO2.
  • Линии на графиках одновременно идут вверх.
  • Все увеличивается.
  • Чем больше выброс CO2, тем выше температура.
  • Количество CO2 и средняя температура Земли прямо пропорциональны.
  • Они имеют одинаковую форму, что указывает на взаимосвязь.
Вопрос 2
2 балла: Указывается на одну часть обоих графиков, на которых не отмечается одновременного возрастания или убывания. Даются соответствующие пояснения.
  • С 1900 г. по 1910 г. (приблизительно) CO2 увеличивалось, в то время как температура уменьшалась.
  • С 1980 г. по 1983 г. углекислый газ уменьшался, а температура возрастала.
  • Температура в 1880 годы почти не изменяется, а первый график увеличивается.
  • Между 1950 г. и 1980 г. температура не увеличивалась, а выбросы CO2 возрастали.
  • С 1940 г. по 1975 г. температура почти не изменяется, а выбросы углекислого газа резко возрастают.
  • В 1940 г. температура намного выше, чем в 1920 г., а выбросы углекислого газа одинаковые.
1 балл: Частично правильное суждение:
  1. называется правильный интервал времени, но пояснения не даются
  2. называется только один год (а не период времени), дается приемлемое пояснение
  3. дается ответ, в котором не поддерживается вывод Андрея, но период времени указан неверно
  4. указывается на различие между двумя кривыми без упоминания периода времени
  5. указывается на различие в графиках, но пояснения недостаточные
  • 1930–1933.
  • до 1910 г.
  • В 1980 г. выбросы уменьшились, а температура продолжала возрастать.
  • В период времени с 1950 по 1960 гг. температура уменьшалась, а выбросы углекислого газа увеличивались.
  • В некоторых частях температура возрастает даже при уменьшении выбросов.
  • Раньше были незначительные выбросы, но тем не менее была высокая температура.
  • Когда график 1 постоянно возрастает, а график 2 не возрастает, он остается без изменений
  • Потому что вначале температура все же высокая, а выбросы углекислого газа очень низкие.
  • В 40-х годах была жара, а углекислого газа было немного.
Вопрос 3

1 балл: указывается фактор, связанный с энергией или излучением Солнца.

1 балл: указывается фактор, связанный с отдельными компонентами природы Земли или с загрязнением окружающей среды.

  • Тепловое излучение Солнца или возможное изменение положения Земли (земля как поверхность!).
  • Энергия, отраженная от Земли.
  • Водяные пары в воздухе.
  • Облака.
  • Вулканические извержения.
  • Загрязнение атмосферы (газ, топливо).
  • Количество выхлопных газов.
  • Фреоны.
  • Количество автомобилей.
  • Озон (как составляющая воздуха). [При ссылках на истощение озонового слоя]

Рефлексия — анкета с вопросами такого типа:

  • Что тебе было труднее всего делать в задании?
  • Что тебе легче всего было сделать?
  • Как вы контролировали время работы в группе?
  • Тебе понравилась роль, которую ты выполнял в группе?
  • Ты действительно думаешь, что «парниковый эффект» — реальная угроза цивилизации?

Для учителя необходимо составить экспертные листы для оценивания работы детей в ходе выполнения задания, его презентации и собственно продукта. В экспертных листах необходимо оценивать коммуникативные навыки, информационную и учебную грамотность. Оценивание должно проходить в ходе наблюдения как индивидуальной деятельности каждого учащегося, так и взаимодействия в группе.

По итогам домашнего задания можно косвенно судить о личностных результатах:

  • произошло ли дома с родителями обсуждение проблемы?
  • какие дополнительные факты по этой угрозе были найдены?

Литература:

  1. Е. Г. Ушакова, и др. Метапредметы в «Развивающем обучении». Методическая разработка. — Новосибирск.: 2002–2003 год;
  2. Б. Д. Эльконин. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола. 1994 г.-168 с., ил.;
  3. Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н. Кошеленко Н.Г. М. 2007;
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС).

TEXT.RU - 100.00% © Photo: thinkpublic via flickr.com

Категория: Разное | Добавил: prostologin1 (31.05.2015) | Автор: Оксана Николаевна Вережникова E
Просмотров: 2383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]